Порой кажется, что суть искусства определяется мыслями творца и его личностью определяли, но это не совсем так. Личность художника ценилась не всегда, а стала результатом исторического завоевания искусства, наравне с ценностью личности, как великим завоеванием гражданского общества. В первобытном обществе не было ни ценности личности, ни искусства.
В средние века ценность личности была, но искусство было обезличено, не было автора. Лишь в эпохе Возрождения авторы получили признание, как профессионалы и талантливые исполнители. Тогда ценность личности художника была закреплена, но подтверждалась она лишь его произведениями. В современном искусстве понятие личности творца не до конца избавилось от комплекса материального произведения, однако тенденция по направлению к ценности Идеи и обесцениванию произведения в ХХ веке очевиден.
Теперь художник и зритель равны, и настоящий творец не боится брошенной на выставке фразы, что такое сможет сделать любой. Это правда, ведь несложно купить в магазине какую-нибудь консервную банку и расположить ее на подиуме в галерее. Очень просто сделать действие, но понять такой жест, как искусство, сложно и смело, тем более назвать подобное бытовое действие актом искусством: именно в этом заключается гениальность художника. Осознавать искусство в обыденных вещах порой так же сложно, как ощущать себя неповторимой и уникальной личностью, и ощущать такой личностью любого человека, осознать свою жизнь, а также жизнь остальных людей, как творческий процесс, который происходит ежедневно вокруг нас каждый день. Наша жизнь есть непрерывное искусство, вечное и бесценное, вместе с нашими недостатками и достоинствами.
Многие зрители обижаются на современное искусство, так как не понимают его, так как это искусство непривычно и очень далеко от привычного им идеала. Стороннему зрителю кажется, что художник будто бы словно посягает на обласканный школьными шаблонами привычный идеал, разрушая его. Пообщавшись с художниками легко понять, что это неправда, ведь большинство художников изучали классические образцы искусства, и многие эти образцы считают своим вдохновением, своими корнями, а своим творчеством они не разрушают, а только представляют альтернативу зрителю. Только идеал не терпит альтернатив, однако в этом и заключается его слабость. С другой стороны, зрительское непонимание, упреки в кощунстве и уродстве существовали всегда и были залогом развития искусства. Напомним, что ныне классические произведения в свое время так же шокировали зрителя, одновременно развивая его, что делают и сегодняшние перформнсы и инсталляции.