Однажды в России один человек нарисовал на холсте квадрат черной краской и повесил его в иконном окладе на выставке в углу зала, как вешают обычно иконы. Это поступок определил вектор развития искусства 20 века, как символического, концептуального, находящегося вне пределов изобразительности.
Еще один человек, уже во Франции, купил в магазине сантехники писсуар и выставил его в галерее, как фонтан, чем прославил себя на века. Это определило то, теперь искусством будет то, что назовут искусством.
С тех пор в галереях и музеях то выставляются огромные кубы жира и тюки войлока, то холсты с буквами или цифрами, а автографы случайных прохожих. Так современные люди искусства выражают свои идеи и донося до нас свое мировосприятие хоть и весьма специфической формой выражения.
По определению искусство это художественное выражение наших мыслей относительно окружающего нас мира, своего места в мироздании и природе, в социуме и во времени. Мы склонны рассматривать историю мирового искусства, как последовательное развитие творческой мысли и ее образного выражения. Не стоит искусственно делить историю искусства на какие-то этапы или личности: история искусства – это цельный непрерывный процесс, где один жанр или художник есть логическая сумма и одновременно продолжение художников предыдущих. Именно такое понимание нашего прошлого позволяет нам адекватно понимать настоящее, происходящее сегодня, и делать какие-то прогнозы на будущее. Когда нас интересуют определенные концепции искусства, то мы их изучаем, но, когда речь идет о непрерывном процессе истории искусства, то делить ее на этапы, вехи и личности – это грешить против самой концепции непрерывности времени и всесильности неисчерпаемого и бесконечного искусства.
Сущность современного искусства – это творческий процесс, который избирает предметом для образно-художественного выражения своей мысли любой без ограничения предмет, явление, вещество или саму мысль. Уровень профессионализма современного художника достигается не овладением сложной техникой созидания, а совершенствованием своего мировоззрения и мысли. Поэтому основной акцент в творческом процессе теперь переносится на концепцию произведения и на мысли художника. Авторство и искусство художника заключается в оригинальности идеи, а к материальному воплощению этой идеи сам автор может и вовсе не относиться. Современное произведение может быть куплено в строительном магазине или собрано на заводе по эскизу или может быть оно вообще может быть только названо. Определяющим вопросом является, почему автор выделил именно этот предмет из бытовой нехудожественной среды, назвав его искусством, привнося его в среду искусства, и какая в этом заключена главная мысль?