Многие критики спорят, является ли современное искусство вообще искусством, можно ли его считать современным искусством, есть ли у него какой-либо содержательный посыл, либо вообще современное искусство является чистой формой без содержания? Человеку из другой культуры было бы непонятно, почему картины или инсталляции, которые может создать пятилетний ребенок, на аукционах стоят сотни тысяч?
Еще один вопрос, на который не могут дать ответ даже критики: каково будущее современного искусства?
Идеальной целью непрерывной работы художников по преобразованию современного искусства является такая ситуация, когда любой человек осознает свою уникальность и свободу, и поймет такую же свободу и неповторимость каждого живого создания на земле.
Обсуждая изобразительное искусство, можно сказать, что вопрос перспектив очень сложный, но важный и вызывающий споры как среди поклонников классики, так и среди фанатов современного искусства. Сложность данного вопроса заключается даже в его формулировке, так как трудно определить, что такое искусство вообще, так более некое «современное искусство», которое чем-то отличается от просто искусства. Очевидно имеет место определенное противопоставление одного другому. Если слово «современное» понимать, как «сегодняшнее», то есть создаваемое в наше время, то вопрос отпадает сам собой. Ведь если перед нами материальное произведение искусства, то значения уже не имеет, когда оно было создано — вчера или несколько веков назад.
Под «современным искусством» подразумевается не произведение искусства, созданное недавно, а новые виды и формы творчества, которые появились недавно и продолжают до сих пор появляться. Перформанс, акционизм, видео-арт и множество других художественных практик, отличных от рисования красками, создания статуй или зданий. Например, фотография уже перешла в разряд традиционного искусства, но она может служить инструментом современного художника. Стоит заметить, что далеко не все, искусство, создаваемое в традиционных техниках, является искусством, однако это отдельная тема. Вопроса на самом деле заключается в том, какова природа современного искусства вообще, и насколько можно рассматривать так называемые современные художественные практики, описанные выше, в контексте мировой истории изобразительного искусства.
Скорее всего,нет, так как при всей их культурной значимости, такие средства выражения, являются новым культурным феноменом, однако для такого феномена просто создать новую терминологию, так как иначе уравниваются совершенно разнородные явления — искусство, и те предметы, которые им не являются. Само понятие искусства подразумевает существование рамок, в которых художник обретает свободу, а в новых практиках вообще нет ограничений, что порождает вседозволенность, а не свободу. Искусство всегда подразумевает неразрывность содержания и формы, а также определенную ремесленную составляющую, которая в новых практиках преимущественно отсутствует, в них ее наличие вообще не обязательно, что лишает произведение неповторимости и уникальности, обусловленных личным умением и индивидуальными способностями отдельного художника.